Previous Entry Share Next Entry
Несбыточное метро, станция "Выставочная", до 1 ноября
солнце
tapatun
В вестибюле станции метро «Выставочная» уже несколько лет работает открытая для всех желающих галерея «Метро». Периодически галерея открывает любопытные выставки, но, как и во многих «нераскрученных» местах об их существовании известно лишь в очень узких кругах. Сейчас там проходит выставка «Метро, которого нет». Нет, это не о том метро, которое  безвозвратно потеряно, а о том, которого никогда и не существовало – на выставке представлены нереализованные проекты, предложенные когда-либо архитекторами и инженерами, но так и не воссозданные в мраморе и граните.

Первые несмелые мечты о московском метро восходят еще к 70-м годам XIX века, когда вдохновленные лондонскими успехами в создании «внеуличной железной дороги», русские инженеры впервые начали предлагать свои варианты построения нового чудо-транспорта. 



Но экспериментаторские идеи оформились в серьезные планы лишь к 1902 году, когда инициаторы отечественного метростроения Петр Балинский и Евгений Кнорре предложили Государственной Думе рассмотреть свой проект. В их пытливых умах московское метро представляло собой сеть эстакад, соединенных в один транспортный узел с железнодорожными вокзалами. Таким образом, любой приезжий из Тамбова или Таганрога мог спокойно продолжать свой путь по Москве до места назначения, не меняя вид транспорта. Соединяться все линии должны были в роскошном белокаменном Центральном вокзале метрополитена, расположенном на Красной площади между Спасской башней и Храмом Василия Блаженного. После долгого и бурного обсуждения, в котором участвовали и горожане, не желавшие отдавать свои уютные сады и милые дворики под строительство эстакад, и церковные власти, считавшие, что московские храмы потеряют свое благолепие в соседстве с новыми транспортными технологиями, проект был отклонен.


Эстакада и центральный вокзал метрополитена. Красная площадь, 1902 год. Рисунок Н.Н. Каразина (по проекту инженеров Е.К.Кноррее и П.И.Балинского)

Следующие попытки создания метрополитена появились лишь в советские годы. И тогда уже ни горожан, ни прихожан, никто спрашивать не стал. Планы разрабатывались четко и в очень короткие сроки, при этом были задействованы все возможные творческие силы. Одну станцию могли проектировать по пять архитектурных команд, создавая десятки возможных интерьеров. Эстакады были заменены на подземное метростроение, да и сама схема транспортных линий сильно отличалась от дореволюционных задумок. Однако об идее строительства станции на Красной площади не забыли. В 1930-м году инженер Болдырев и архитектор Владимиров создали чертежи и эскизы так и несостоявшейся станции «Красная площадь», вестибюль которой предложили поставить прямо рядом с памятником Минину и Пожарскому. 


Проект станции «Стадион имени Сталина» («Партизанская»). Наземный вестибюль. (1937 г.) Архитектор Д.Н.Чечулин

На выставке представлены и другие нереализованные проекты столичной подземки --  от авангардистских «Мясницких ворот» до роскошных интерьеров «Павелецкой» (радиальной), которые были заменены на более скромные. Обилием вариантов удивляет станция «Стадион им. Сталина», на месте нынешней «Партизанской», рядом с ней планировали построить огромный спортивный комплекс.  От всех предложенных  идей – фонтанов с изящными гимнастками и барельефов с изображениями античных атлетов, остались лишь третьи пути, которые изначально предназначались для вывоза со стадиона болельщиков.


Проект станции «Площадь Свердлова». Трест МГЖД. 1927 год. Гражданский инженер А.К.Болдырев, архитектор В.Д.Владимиров

Все эти несбыточные проекты, часть, из них была известна лишь небольшому кругу архитекторов, а часть на долгие годы сослана в архив, дают возможность пофантазировать над уже каноническими видами, окружающими нас  каждый день в городской подземке, и представить то метро, которого у нас нет. Жаль лишь, что организаторы выставки слишком положились на фантазию зрителя, не озаботившись историческим контекстом, и представили лишь изображения нереализованных проектов, без каких-либо комментариев. 


?

Log in